"Письма счастья": репортаж из Центра фиксации правонарушений
Столичный Центр фиксации правонарушений работает всего 4 месяца, но какие перемены произошли в сознании водителей! Десятки тысяч адресатов впервые (а некоторые уже и повторно) получили "письма счастья" с конкретными суммами к оплате. Кто-то вынужден был расстаться с 50 000 рублей, кто-то — с 500 000... С 26 октября еще три камеры фото- и видеофиксации начали нести службу на МКАД, и тревожная жизнь лихачей стала еще более неспокойной. Как работают сегодня сотрудники центра? Можно ли поспорить с беспристрастной автоматикой и доказать свою правоту? Когда окончится вольница иностранных любителей быстрой езды на дорогах Беларуси?"Восьмерки были дорисованы маркером…"
Диспетчерская
центра больше напоминает ЦУП: огромный монитор на всю стену, три
оператора за компьютерами. Программа сразу же выдает на их экраны фото,
место и время совершения правонарушения, номер транспортного средства,
допустимую и зафиксированную скорость движения. Задача девушек —
сверить, правильно ли компьютер определил номер. И если нет — внести
корректировку.
— Камера делает
два снимка: один — со вспышкой, второй — без. Все для того, чтобы
исключить неточность. Вообще, этот программный комплекс ошибается крайне
редко и отличается высокой степенью распознавания цифр. Помню, я очень
удивилась, когда вместо зафиксированного госномера нарушителя 8867 он
предложил вариант 3367. При ближайшем рассмотрении выяснилось: восьмерки
дорисованы черным маркером, — рассказывает оператор Наталья
Гузняк. — Нечитаемые кадры в нашей практике — большая
редкость. Как правило, причина тому — сильный туман, ливень или мокрый
снег. Другое дело, если на фото попали два или несколько транспортных
средств: установить, какое же из них двигалось с превышением скорости,
практически невозможно. Такой снимок мы не обрабатываем.
Особый разговор —
владельцы транспортных средств с транзитными номерами, а также номерными
знаками других государств. Они заносятся в отдельную базу, при этом
протоколы водителям-нерезидентам по понятным причинам не высылают. Но
это временная мера. В пунктах пропуска уже установлены и прошли тестовые
испытания специальные терминалы-инфокиоски. При выезде из страны
нарушителю предложат оплатить штраф: наличными или по карточке. В случае
отказа изымут у иностранца водительское удостоверение или ограничат
право последующего въезда в Беларусь.
За
снятый номер придется заплатить
Но что же
центр? В сутки здесь регистрируют от 500 до 800 нарушений скоростного
режима. Всего же за прошедшие четыре месяца составлено и разослано более
55 000 протоколов. В ГАИ не скрывают: эта количественная масса уже дает
вполне ощутимые качественные изменения.
— Когда весной
этого года начиналось тестирование оборудования на трассе М1, камеры
регистрировали за день до 1500 нарушений. Причем отдельные "летчики"
попадались на скорости 220—260 км/ч! Сегодня можно говорить о двукратном
снижении данной статистики и заметном "падении" средних скоростей.
Большинство протоколов фиксируют превышение допустимой скорости движения
на 10—20 км/ч. Такая же тенденция прослеживается после 9 дней работы
камер на МКАД: начинали с 500 нарушителей в сутки, сейчас регистрируем
не более 250, — констатирует Станислав Соловей,
старший инспектор управления ГАИ МВД. — В Интернете много рассуждали
о том, можно ли обмануть или сбить с толку камеры фото- и
видеофиксации. Способы "умельцы" предлагали разные: от сетки на рамке
номерного знака и нанесения спецлака до крепления отражающих пластиковых
накладок. Увы, ни один из них не работает, в чем многие убедились,
увидев в почтовом ящике "письма счастья". Поэтому теперь любители
быстрой езды попросту снимают перед поездкой госномера.
Для тех, кто не читал КоАП, напоминаю: в первый раз за подобный трюк придется заплатить штраф до 2 миллионов рублей, за повтор в течение года — до 4 млн. Ежедневно наряды ДПС составляют 5—6 таких протоколов.
Для тех, кто не читал КоАП, напоминаю: в первый раз за подобный трюк придется заплатить штраф до 2 миллионов рублей, за повтор в течение года — до 4 млн. Ежедневно наряды ДПС составляют 5—6 таких протоколов.
…Мы прощаемся с
операторами диспетчерской и переходим в отдел обработки данных. Здесь
процесс "дешифровки" снимка продолжается. По госномеру на фото
инспекторы в считанные секунды вычисляют владельца, еще раз сверяют
соответствие типа кузова и марки авто. Проверяют по базе "ГАИ-Центр", не
было ли у данного водителя других нарушений в этом году. И готовят
текст постановления об административном взыскании с двумя
подтверждающими фото.
Десять дней с
правом переписки
— Сумма штрафа напрямую
зависит от того, насколько превышена допустимая скорость. Если от 10 до
20 км/ч — нарушителю придется заплатить 50 тысяч рублей, если от 20 до
30 км/ч — 100 тысяч. Все, что от 30 км/ч и выше, повлечет взыскание в
размере 300 тысяч рублей, — озвучивают полную раскладку
госавтоинспекторы. — Обратите внимание: запись в талон в этих
случаях не делается. Даже если нарушитель повторно в течение года попал в
поле зрения камеры с превышением 20 км/ч, отделается 500-тысячным
штрафом. Однако вся эта информация хранится в базе, и если аналогичное
нарушение зарегистрирует на трассе наряд ДПС, будет рассматриваться
вопрос о лишении прав.
Конечная точка нашего
маршрута — отдел печати. Именно здесь постановления распечатываются на
принтере и затем специальной машиной упаковываются в конверты. Отсюда в
конце рабочего дня сотрудники "Белпочты" уносят туго набитые коробки. На
каждом письме — штрихкод с уникальным номером. При помощи ручного
сканера его заносят в базу и затем отслеживают: оплачено или нет.
— Оплатить штраф
следует не позднее 30 дней со дня получения копии постановления. В
противном случае все материалы дела будут переданы в суд. Есть ли у
водителя право оспорить административное взыскание? Да. Но однозначно не
в части показаний оборудования. Ведь каждая из 36 французских камер
фотофиксации прошла государственную поверку. Речь идет только о тех
случаях, когда за рулем находился не владелец транспортного средства и
это можно подтвердить, — объясняет Станислав Соловей.
— Для этого нужно в 10-дневный срок обратиться с заявлением в ГАИ
по месту жительства и представить веские доказательства своей правоты.
Что к ним можно отнести? Фото или видеоматериалы, признательные
показания виновника нарушения или доверенность, выданную на управление
другому лицу. Случаи такие есть, но отдельно мы их не выделяем.
…Звоню
в ОГАИ Фрунзенского района Минска. Интересуюсь: многим ли водителям за
эти месяцы удалось откреститься от штрафа?
— Каждую неделю к
нам приносят до 10 подобных заявлений. Мол, за рулем сидел не я, а жена,
друг или родственник. С собой, разумеется, приводят того, на кого
ссылаются. Виновник дает письменные признательные показания и просит
снять административное взыскание с заявителя. Вот так все обычно и
происходит, — рассказали инспекторы. — Было несколько случаев,
когда скорость превышали новые владельцы авто, купившие его по
доверенности. Но нужно понимать, что ответственность в этом случае все
равно ложится на плечи собственника. Для многих это уже стало серьезным
поводом оформить договор продажи. Так оно спокойней.
1 ноября 2012 в 12:01
Василий Матвеев, Рэспубліка